[Греч. Νικόλαος ὁ Χρυσοβέργης] († 16.12.992), патриарх К-польский (c апр. 980). Точное время рождения Н. Х. неизвестно. Есть сведения, что он вел монашескую жизнь на Вифинском Олимпе (отсюда прозвище, имеющееся в одном из списков: ᾿Ολυμπίτης), долгое время был сподвижником прп. Афанасия Афонского; согласно Феодору Скутариоту (XIII в.), Н. Х. основал на Олимпе мон-рь Смилакия (Janin. Grands centres. P. 181). Позже рукоположен во епископа и возведен на Адрианопольскую кафедру. Лев Диакон, к-рый был современником Н. Х., сообщает, что именно ему, «мужу почтенному и святому», исповедался имп. Иоанн I Цимисхий (969-976) на смертном одре (Leo Diac. Hist. X 11). Преемник последнего, Василий II Болгаробойца (976-1025), сразу после вступления на престол столкнувшийся с бунтом военачальника Варды Склира, отстранил патриарха К-польского Антония III Студита (973-976; † 978), подозревая его в сочувствии мятежникам. Патриаршая кафедра оставалась вдовствующей более 4 лет, вплоть до разгрома войска и бегства Склира, что дает основания датировать избрание Н. Х. 980 г. Сообщения историков ограничиваются краткими сведениями о его поставлении и кончине (Scyl. Hist. P. 328, 340; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. XVII 6; Theodoros Scutariotes. Σύνοψις Χρονική // Σάθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 158; Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. 1883. С. 14).
В Житии прп. Симеона Нового Богослова, написанном прп. Никитой Стифатом, упоминается, что Н. Х. назначил Симеона игуменом к-польского Маманта святого монастыря близ ворот Ксилокерк. Сохранились неск. актов, подписанных Н. Х., в т. ч. соглашение об урегулировании земельных споров между монахами на Латрской горе и Лампонийским мон-рем (апр. 987; см.: Ραγιά. 2003/2004. Σ. 42), а также решение о присоединении (δι᾿ ἐπιδόσεως) к Великой Лавре на Св. Горе Афон мон-ря Пресв. Богородицы Гомату (Орфану) близ г. Иерисс, разоренного в ходе набегов болгар (апр. 989; Actes de Lavra. 1970. Pt. 1. N 8). В юридическом сб. «Пира», составленном Евстафием Ромеем, упоминается о судебном решении имп. Василия II, отменившего акт Н. Х. о преобразовании ктиторского мон-ря Пиперата (τοῦ Πιπεράτου) в патриарший (Practica ex actis Eustathii Romani. XV 4 // Zepos. JGR. T. 1. P. 43). По-видимому, именно Н. Х. адресован ряд писем Симеона Логофета. Согласно анонимной поэме рубежа X и XI вв., Н. Х. украсил драгоценным окладом образ Пресв. Богородицы у целебного источника во Влахернах (см.: Lauxtermann. 2003. P. 327). Имя Н. Х. наряду с именами др. патриархов поминается в диптихе литургии апостола Иакова из рукописи Messanensis gr. 717 (вскоре после 1006; очевидно, список с более раннего оригинала); в содержащейся там же молитве после проскомидии Н. Х. упоминается уже как умерший (Jacob. 1982/1987. P. 121-124). Кончина Н. Х. отмечена в Синаксаре Великой ц. под 16 дек., но без указания на его почитание как святого (SynCP. Col. 314).
Ко времени пребывания Н. Х. на Патриаршем престоле относятся события, связанные с выбором веры св. кн. равноап. Владимиром (Василием) Святославичем и последующим Крещением Руси. Согласно сведениям из «Повести временных лет», послы русского князя, прибывшие в К-поль, были по распоряжению императора введены патриархом на торжественное богослужение в храм Св. Софии, к-рое произвело на них неизгладимое впечатление (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 107-108). Вскоре после этого, осенью 989 г., храм сильно пострадал от землетрясения и был отремонтирован только в 994 г., уже после кончины Н. Х.